100 Разминок для тренинга

100 Разминок для тренинга

Ирина Авидон Ольга Гончукова

100 разминок, которые украсят ваш тренинг

Просто, но эффективно!

«Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника» ……………………………. 7

«Кто я? Какой я?» (упражнения нет в электронном варианте книги)

«Протокол ожиданий и перспектив» …………………………………………………… 14

«Пудинг, это Алиса. Алиса, это Пудинг» ……………………………………………………. 17

«Четыре угла — четыре выбора» ……………………………………………………………. 17 «Реклама — двигатель тренинга» ……………………………………………………………. 18 «Броуновское движение» …………………………………………………………………… 19 «Спящая красавица» …………………………………………………………………… 19 «Наш камень в ваш огород» …………………………………………………………… 19

«Высокопарных слов не будем опасаться» …………………………………………… 22

«. И снова здравствуйте!»

«Пастух Павел плясал польку»

«Притчи и анекдоты»

«Задачи на сообразительность»

«Кто тебя окружает?»

«А ну-ка все вместе!»

«Обезьяна, слон и крокодил» …………………………………………………………… 35

«Пойми меня без слов»

«Вечер трудного дня»

«Утро красит нежным светом» …………………………………………………………… 48

«Сбывающиеся пророчества, или Аффирмации в руку» …………………………… 49

«ХэлЛо, бонжур, здоровеньки булы» …………………………………………………… 51

«Приветствие без слов»

«Совместное сочинение о будущем или былом»

«Никто не знает, что я. »

«Рецепт хорошего дня»

«Посттренинговое коуч-сопровождение» …………………………………………………… 75

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши тренинги? Из гениальных идей, эффективных концепций, полезных инструментов, энергетики тренера, ожиданий участников и так далее и тому подобное.

Как структурировать этот поток, как помочь участникам разложить по полочкам все то, что они поняли о себе и окружающих? Нет ничего лучше, чем тренинговая разминка. Это несложное упражнение-сосуд, которое можно наполнить почти любым— на усмотрение тренера — содержанием.

Среди банка разминок можно найти ,текоторые будут работать и на стратегические цели вашего тренинга, и на его сиюминутные задачи. Нужно активизировать внимание участников, «перезарядить их батарейки» — разминка раз. Нужно внести спокойствие и утихомирить разбушевавшиеся страсти — разминка два. Нужно помочь участникам задуматься о себе и о том впечатлении, которое они производят на окружающих, — разминка три. Четыре-пять- шесть-семь-восемь-девять. и в яблочко!

Разминки, которые вы найдете в этом сборнике, предназначены в первую очередь для того, чтобы выступать в роли своеобразных водоразделов: с их помощью можно начинать и заканчивать новые тренинговые дни и блоки.

Часть предлагаемых в этом сборнике разминок наверняка в той или иной модификации знакома нашим читателям. Многие из них стали своеобразным тренинговым фольклором, и выяснить, кто из тренеров их изобрел или первым применил в целях психологического тренинга, — задача уже почти для историков. Пересказывая менее распространенные упражнения, мы отсылали вас к книгам наших лучших авторов, описавших эти упражнения (уверены, что вы найдете в них еще множество полезных идей и приемов, — так наберется и вторая сотня разминок, заявленных в названии сборника ©).

Мы будем рады, если представленные здесь задания и упражнения помогут читателям расширить свой профессиональный репертуар и натолкнут на новые идеи тренинговой работы и саморазвития.

Удачи вам! Ваше издательство «Речь»

«Здравствуйте, я ваша тетя!»

На первом этапе работы основная задача тренера — создать участникам комфортные условия, ощущение базовой безопасности тренинга, обеспеченное, во-первых, знакомством с людьми, которые волею судеб оказались на соседних стульях в этой аудитории(«Кто они? Откуда они? Похожи ли они на меня, есть ли у меня с ними хоть что-то общее?»); во-вторых, знанием того, как будут развиваться события («Не заставят ли меня делать что-то неприятное? Зачем мне вообще это нужно? Не повредит ли это мне, моей репутации, моей самооценке?»). Отсюда две основные процедуры первого тренингового блока— знакомство и прояснение ожиданий и правил.

Как правило, на решение первой задачи тратится несколько больше времени, чем на решение второй, а способы решения первой гораздо более разнообразны. Хотя существует довольно большое количество упражнений, позволяющих хотя бы частично решить обе задачи.

Но так или иначе самопрезентация тренера и участников— обязательная часть программы, очень важная и занимающая в среднем от четверти до трети первого тренингового дня.

Перечислим несколько способов организации самопрезентации участников:

1) «снежный ком» — каждый следующий участник повторяет все то, что было сказано предыдущими ораторами; этот способ имеет смысл использовать в тех случаях, когда информации предоставляется не очень много и ее запоминание не будет вызывать особых трудностей (например, имена или имя + 1—2 яркие характеристики);

2) «стежок назад иголку» — каждый из участников повторяет только то, что сказал его коллега, занимающий позицию перед ним; так целесообразно поступать, когда группа довольно большая или когда информацию не так-то просто запомнить;

3) «эстафета» — каждый из участников выдает какую-то информацию о себе(или

партнере, которого он представляет), и эта информация больше никем из коллег не дублируется;

4) «карусель» — участники образуют два круга, внутренний и внешний, и в ходе самопрезентации каждый человек из внешнего круга общается с каждым человеком из внутреннего круга;

5) «спарринг» — участники делятся на пары и обмениваются самопрезентационной информацией между собой; затем на круг каждый из них рассказывает не о себе, а о своем спарринг-партнере. В некоторых руководствах по тренингу предлагается процедура, когда человек рассказывает о своем партнере как бы от первого лица: «Меня зовут. Я. » Однако это может вызывать дискомфорт у того участника, от лица которого ведется речь: не всякому хочется, чтобы чужой человек назывался его именем (самозванцы на Руси плохо заканчивали свой век, мы все хорошо это помним из курса истории. ), особенно если информация при передаче искажается.

Эти виды самопрезентационной процедуры могут быть скомбинированы: например, сначала идет работа по принципу карусели, а затем она продолжается в режиме эстафеты.

Самопрезентация самого тренера и его способность к самоконтролю на протяжении всего тренинга важны не менее.

Начало тренинга — очень ответственный момент, и он вызывает волнение даже у высокопрофессиональных и многоопытных тренеров. Что можно сделать, чтобы совладать с чрезмерным напряжением и минимизировать почти неизбежную тревогу?

Первая и, казалось бы, самая очевидная — хотя зачастую и игнорируемая тренерами палочкавыручалочка — составление «шпаргалок». Под шпаргалками имеются в виду, первую очередь, расчасовка тренинга, включающая в себя и запасные упражнения(начинающие тренеры и лекторы часто сталкиваются с ситуацией, когда вроде бы уже все сказано и сделано, а время занятия еще не истекло). Желательно иметь под рукой и распечатку с описаниями всех упражнений или, как минимум, тех из них, которые вы еще не освоили до уровня автопилотажа. Еще один чек-лист (от англ. check list — список для проверки) должен касаться всех подручных материалов, которые вы должны были принести(и принесли!) на этот тренинг. Еще раз проверив себя и обстановку и хотя бы в какой-то степени обезопасив себя от возможных проколов, вы снижаете уровень своей ситуативной тревожности.

Также начинающим тренерам рекомендуется иметь под рукой распечатки с выверенными инструкциями к упражнениям. Если ваш опыт проведения тренингов пока невелик, на формулирование инструкций нужно обращать особое внимание до начала групповой работы, а не в ее разгаре. Инструкции должны быть четкими, лаконичными и не допускать различных толкований. Инструкция, которая была неправильно понята и реализована участниками, вопервых, усложняет работу самого тренера, во-вторых, мешает оптимальному усвоению материала, в-третьих, может вызвать раздражение и сопротивление группы. Начинающий тренер вполне может позволить себе зачитывать инструкции с листа— тем самым он не только страхует себя, но и подчеркивает важность точности следования инструкции.

Еще одна группа приемов, нацеленных на снятие излишнего напряжения, связана с усилением двигательной активности организма. Напряжение стоит израсходовать заранее, потому что моральная перегрузка может быть следствием недогрузки физической. Конечно, марафонский забег или «упал — отжался» перед началом тренинга будут неуместными, но вполне возможно в быстром темпе пройти два-три лестничных пролета или, если есть какоето укромное место, сделать пару упражнений на растяжку или скорчить себе перед зеркалом несколько страшных или смешных рож.

Для снятия чрезмерного напряжения или мобилизации ресурсов можно воспользоваться «якорями» или талисманами. Техника якорения в различных модификациях используется в нейролингвистическом программировании. В общем виде она заключается в том, что человек, находясь в приятном для себя состоянии(или вспоминая о нем, или представляя его себе), делает какое-то особое движение или принимает какую-то особую позу. Эта «пантомима» не должна быть заметна окружающим, поэтому движения имеет смысл выбрать достаточно органичные, скажем, соединение большого и указательного пальцев в кольцо или двукратное притоптывание правой ногой. Если вам удалось овладеть этой техникой, то в дальнейшем, испытывая тревогу или какое-то иное неконструктивное в данный момент времени состояние, вы просто делаете движение-якорь— и обретаете необходимые уверенность или покой(те, которые вы ощущали в исходном ресурсном состоянии).

Читайте также:  Tribulus maximus extra strong

Для приведения себя «вбоевое» настроение можно воспользоваться и материальными предметами. К примеру, небольшой камешек с берега теплого моря, где вы феерически

провели отпуск, который можно положить в карман и время от времени нащупывать его там (тут включается и тактильная модальность).

Или дорогая ручка, которая будет напоминать ,вамчто вы — суперспециалист и мегапрофессионал и без особого труда справитесь с любой нештатной ситуацией.

Или украшение, подаренное близким человеком, верящим в вас и поддерживающим вас в ваших начинаниях.

Или любимая игрушка, которая по ходу тренинга будет исполнять роль мяча для переходов хода и передачи слова. Игрушка должна быть небольшой, но не слишком легкой — чтобы ее можно было перекинуть через круг; не очень маркой; приятной на ощупь (шелковистой и/или с наполнителем в виде маленьких пластиковых шариков) — это позволит тому, кто держит ее в руках, снять излишнее напряжение; с минимумом мелких деталей— чтобы не отвлекать внимание группы; «одушевленной» — собачка или свинка лучше, чем мягкий кубик или шарик.

Экипировались? Тогда переходим к играм и упражнениям для первого тренингового блока.

«АКТИВНЫЙ АЛЕКСАНДР, БОДРЫЙ БОРИС, ВЕСЕЛАЯ ВЕРОНИКА»

Один из способов запомнить имена участников — сыграть в эту игру. Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя.

Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее. Последнему (он же первый — тот, кто начинал игру) придется сложнее всего, поэтому в данной роли целесообразнее выступить тренеру.

В другой версии игры первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я — гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику(любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я — доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.

Время от времени тренер прерывает цепочку представлений, указывая на кого-то из уже представившихся участников и спрашивая: «А это кто?» И группа должна хором ответить: «Это ехидная Елизавета».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не представится и его имя хотя бы один раз не будет озвучено сводным хором.

Сопровождаемые эпитетами, имена запоминаются лучше, так как связь между обликом человека и его именем становится более образной и индивидуализированной; даже если в группе два человека с одинаковыми именами, их уже не спутают. Кроме того, снижается вероятность переноса, когда человек с тем или иным именем вызывает ассоциации со своим тезкой из прошлого опыта кого-то из участников.

Ведущему группы стоит подстраховаться и держать в голове несколько вариантов эпитетов для каждой буквы алфавита на тот случай, если кто-то из участников будет испытывать затруднения в подборе характеризующего его слова или в группе окажется несколько человек с именами на одну и ту же букву. Для облегчения выполнения задания можно предложить участникам использовать как свое полное имя, так и сокращенные его варианты; если даже в

этом случае уместный эпитет подобрать не удается, можно использовать первую букву фамилии.

Помимо облегчения запоминания имен участников группы, это упражнение нацелено и на активизацию их личностной динамики, усиление их рефлексии и тем самым на обеспечение большей вовлеченности в работу, поскольку для каждого человека его собственное имя— очень сильный стимул.

Приведем примерный краткий перечень характеристик для каждой буквы алфавита.

А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.

Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.

В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.

Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.

Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.

Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.

Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.

3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.

И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.

К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колоритный, коллективист.

Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный.

М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.

Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.

О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.

П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.

Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.

С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный.

Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.

У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.

Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.

X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный.

Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.

Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.

Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.

Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.

Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.

Ю — юморист, юный, юркий, юла.

Я — язвительный, яркий, яростный.

Для дополнения этого перечня эпитетов вы можете воспользоваться следующей книгой: Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

«ТРИ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ. »

Одна из самых распространенных процедур знакомства заключается в том, что участникам группы предлагается назвать себя и дополнить эту информацию перечислением трех(двух, четырех) своих качеств, качеств, которые помогают им добиваться успеха в , сфере соответствующей тематике данного тренинга. Еще один вариант — называние как качеств, обеспечивающих личную эффективность в той или иной области, так и качеств, снижающих ее (в равной пропорции или в отношении 2:1).

«КАК ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?»

Сидящий слева повторяет то, что сказал предыдущий оратор, а потом по той же схеме представляется сам. Однократного повторения высказывания здесь будет достаточно. Продолжение цепочки не рекомендуется, поскольку участники будут тратить слишком много сил на запоминание качеств, названных предыдущими выступающими, а основная цель данного упражнения — облегчить запоминание имен. Формулирование качеств важно для самих участников, их называющих, — это стимулирует их рефлексию и погружает в проблемное поле тренинга — и для ведущих, которым имеет смысл обобщить все услышанное, связав его с блоками и задачами предстоящей работы.

Если работают два котренера или тренер и ассистент, то один из них может фиксировать сказанное в блокноте либо сразу на флипчарте или доске. Желательно, чтобы группа по ходу выполнения задания не видела этот список, — от работы будет больше пользы, если они будут вспоминать эти качества, а не выбирать из уже перечисленных.

Когда нам нужно встретиться с человеком, с которым мы раньше никогда не виделись, мы пытаемся в предварительном разговоре с ним описать себя , такчтобы он опознал нас в людской толпе по каким-то отличительным, характерным именно для нас признакам: «У меня в руке будет газета"Известия" за прошлый год»; «Мой рост — метр девяносто девять»; «Я недавно покрасила волосы в ярко-фиолетовый цвет».

Задача участников в этом упражнении— описать себя не посредством перечисления объективных признаков (рост, цвет волос и т. д.), а через набор личностных характеристик (числом, скажем, пять). Как вариант — личностные характеристики плюс особенности жизненного опыта, также отчетливо дифференцирующие данного человека от всех прочих (как минимум — от всех прочих в данной группе).

«ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО?»

Еще одна версия самопрезентации, которая одновременно позволяет прояснить ожидания членов группы от предстоящей работы, — имя плюс ответ на один или два вопроса. Группе предлагаются два вопроса, вроде бы сходные по своей сути: 1) «Почему вы пришли на этот тренинг?» и 2) «Что вы хотите получить от этого тренинга?». При всей кажущейся похожести это вопросы немного о разном: один апеллирует к прошлому, возможно, к проблемным точкам, второй — к целям, к перспективе на ближайшее или более отдаленное будущее. Задавая эти вопросы «через запятую», тренер не акцентирует внимание группы на различии

сам обращает внимание на, нато какой из двух вопросов человек

предпочитает отвечать, — это полезный для дальнейшей работы диагностический критерий.

Читайте также:  Алексей столяров и мария соколова

вопросов позволяет диагностировать преимущественную ориентацию на

процесс либо на результат: «Чего вы ожидаете от| тренинга? Каким он, по-вашему, должен быть?» I и «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?».

Можно предложить группе и еще один вариант знакомства: называя свое имя, участники должны сопроводить его формулировкой своего жизненного девиза.

В более сложной версии упражнения участники не получают никаких«рамок» для формулирования девиза. Возможно, кто-то из них уже имеет готовый девиз, с которым и до тренинга шел по жизни. Однако, скорее всего, большая часть группы в первый момент после получения задания будет находиться в изрядном замешательстве, поскольку сочинение девиза на ходу — дело не из простых. Важно дать группе достаточно времени на раздумье и не начинать опрос по кругу сразу же.

После того как эта работа будет завершена(или спустя некоторое время, в зависимости от тренингового контекста), тренер может предложить группе для ознакомления или обсуждения подборку девизов и высказываний известных людей, а также пословиц и поговорок, связанных с темой тренинга(такая информация будет уместна, например, в тренинге управления временем и тренинге лидерских навыков).

Сегодня я представляю вашему вниманию несколько разминок, которые помогут весело и интересно начать тренинг. Некоторые представленные разминки подойдут на роль энерджайзеров.

Сделай тренинг ярким

В книге собрано более 100 игр и упражнений, рассортированных по тематикам.

Данная статья продолжает цикл статей про разминки для тренингов. Рекомендую полностью ознакомиться с данным циклом — тогда Вы найдете игры, которых ранее могли не встречать.

Цветная импровизация

Тип: энерджайзер

Это упражнение-энерджайзер для тренинга замечательно "размораживает" группу, развивает творческое мышление, даёт простор фантазии, "провоцирует" улыбки и просто хорошее расположение духа.

Проводить её можно в кругу, переходя от участника к участнику по часовой стрелке, а можно дать волю спонтанности и творческому хаосу: пусть тот, у кого созрела идея, представит её вне зависимости от очередности!

Задание: "сыграть" любой заранее выбранный тренером цвет (например "оранжевый") любым способом, в любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе!

Попробовав провести в группе эту игру, вы будете приятно поражены многообразием идей. Я видел, как цвет танцевали, пели его, свистели, показывали через гримасу, через парное общение, через "живую скульптуру", с помощью пантомимы.

АЛЕКСЕЙ, АПЕЛЬСИН, АМСТЕРДАМ

Тип: игра-знакомство

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

— первое слово – его имя,

— второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

— заключительное слово – название города.

Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

Вы бизнес-тренер? И ищите способы сделать свой тренинг более живым и интересным? Обратите свое внимание на мою книгу "Сделай тренинг ярким", она содержит более 100 игр и разминок.

АРТЁМ-АРТИСТИЧНЫЙ

Тип: игра-знакомство

Ещё одна игра на тренинг для знакомства, предоставляющая игрокам возможность сделать комплимент себе, любимому. Задание не сложно – называя своё имя (по кругу), каждый присоединяет к нему эпитет – прилагательное, начинающееся с буквы имени.

Попробуем?! Артём – артистичный, Гена – героический, Михаил – мужественный, Ирина – интеллигентная, Татьяна – творческая, Лена – любящая, Павел – последовательный, Юля — . Света.

После этого упражнения очень кстати может быть разговор о том, как мы себя воспринимаем? От чего зависит наша самооценка? Легко ли нам делать комплименты другим и себе?

Везде-ходы

Тип: энерджайзер

У этого упражнения – театральная природа . Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно "запускает" спонтанность и творческое мышление.

Группа ходит по комнате в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего-тренера, который время от времени даёт задание, меняющее смысл ходьбы и переносящий участников тренинга в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует её и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, БЕЗ РАЗГОВОРОВ И ОБСУЖДЕНИЯ!

— Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А всё потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно. Сумерки сгущаются.

Снежное поле, пронизывающий зимний ветер. И пули свистят над головой. Ещё и ещё! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов 8-10 от силы.

Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах. Ею наполнено пространство. Нет, показалось! Идём через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один, внюхаемся. Вдохнем чудо- аромат упругой кожи, возьмём в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты — ну и лимон. Вперёд через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!

Берег моря, закат, идём по кромке воды.

Красная шапочка без .

Тип: энерджайзер, так же подойдет к тренингу по ораторскому мастерству

Хорошая игра для тренингов, где важно иметь креативное мышление. Так же может использоваться просто как энерджайзер.

"Кто может пересказать сюжет классической сказки "Красная Шапочка". На первый взгляд, странный вопрос: сказка, знакомая с детства, читанная-перечитанная.

Но пикантность задачи состоит в том, что рассказать душераздирающий триллер со счастливым концом нужно так, чтобы ни разу не произнести в ходе пересказа букву "Л"!

Группа садится в круг, ведущий определяет задачу. Первый игрок начинает рассказ и ведёт его до той минуты, когда звучит предательтская "запрещенная буква". Следующий по очереди начинает сказку сначала. И так далее.

Кто-то может поинтересоваться, а чем же, к примеру, заменить слово Волк?! В творчески думающей группе ответом на такой естественный интерес станет целый список эвфемизмов – "слов заменителей" (в которых, вы помните?! нет буквы "Л". ): "огромная собака", "дикое чудище", "серый хищник".

Так же советую почитать:

Упражнения для тренингов — командообразование

В данной статье я привожу несколько упражнений для тренинга по командообразованию.

Разминки в тренингах

Сегодня я хотел бы поговорить о разминках в рамках тренинга — для чего они нужны, как их проводить, а так же примеры нескольких разминок.

Готовый тренинг по продажам, часть 3

Продолжаем разбирать процесс создания готового тренинга по продажам для торговых представителей.

Как оживить тренинг или разминки №2

Сегодня продолжим тему разминок на тренингах. Я бы хотел в этот раз поделиться разминками, повышающими групповую динамику.

Другие разделы блога:

Игры и упражнения для тренингов

В данном разделе собраны лучшие игры и упражнения для тренингов, в том числе для тренингов по командообразованию, тренингов по продажам и прочие.

Как создать собственный тренинг и обучать людей

В данном разделе описаны технологии обучения взрослых людей, описаны методики создания собственных тренинговых программ и другие статьи, которые будут полезны тренерам — как начинающим карьеру, так и профессионалам.

Если тренинг не корпоративный, а сборный, то перед тем как начать его проведение, необходимо не только познакомить участников, но и максимально разрядить атмосферу. Именно для этого и существуют разминки для тренинга. Кроме этого с помощью таких упражнений можно «успокоить» группу после какого-то активного упражнения или же, наоборот, активизировать участников, преодолеть их пассивность. Перед тем, как проводить разминку нужно пояснить участникам группы цели предстоящего упражнения. Например: а сейчас мы с вами для того, чтобы ближе познакомиться/настроиться на работу/взбодриться выполним … и затем уже давать инструкции, как нужно действовать. Рассмотрим самые популярные и интересные из разминок для тренингов.

1. «Обаятельная Ольга».

Тренер просит придумать адекватный эпитет, характеризующий участника с его самой сильной стороны. Обязательно должно выполнятся одно условие: имя участника и эпитет, выбранный им, должны начинаться на одну и ту же букву. Дальше разминку можно проводить либо способом «снежного кома», либо «стежок назад иголку». При проведении разминки с помощью «снежного кома» участник повторяет все то, что было сказано предыдущими людьми и только потом называет себя. Этот способ рекомендуется применять, если группа не очень большая. Поскольку труднее всего последнему участнику, то уместно, чтобы последним выступил тренер. При этом имена участников не рекомендуется записывать. Это поможет лучше запомнить имена друг друга. Если же количество участников достаточно высоко, то выполнение разминки способом «стежок назад иголку» подразумевает, что каждый следующий игрок повторяет только то, что сказал предыдущий человек. Во время исполнения упражнения тренер может спрашивать: «А это кто?», и группа называет этого человека. Так за время пока все представятся, каждое имя должно быть повторено хором раз.

Читайте также:  James bond группа

2. «Почему и для чего».

Это разминочное упражнение поможет тренеру понять цели пришедших к нему людей и на какой временной период они нацелены: на прошлый опыт или же на будущее. Для этого задаются вопросы: почему вы пришли на тренинг и что вы хотите получить от тренинга. На первый взгляд может показаться, что эти вопросы одинаковы, тем не менее, несмотря на всю их похожесть, первый обращен к прошлому опыту участника, а второй показывает будущие цели. Каждый отвечающий должен назвать свое имя и ответить на один или оба вопроса. Тренер задает эти вопросы, не делая акцент ни на одном из них, но обращает внимание, на какой вопрос отвечает участник. В дальнейшем он может использовать эту информацию как диагностический критерий. Есть еще два вопроса, они будут особенно полезны, если тренинг проводится для менеджеров по продажам. Ответы на них помогут определить на что ориентирован человек – на результат или на процесс: «Чего вы ожидаете от тренинга, каким он по вашему должен быть?» и «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?»

3. «Найди меня».

Суть этого упражнения заключается в следующем. Тренер предлагает внимательно осмотреть друг друга, переходя от участника к участнику, а после этого ставит задание собраться в группы по какому-то определенному признаку. Например: объединитесь в те, у кого зеленые глаза, кто одет в джинсы, кто носит украшения и т.д. Данное упражнение будет полезно как для групп, участники которых знакомы между собой, так и для тех, кто видит друг друга впервые. В первом случае можно группировать по хобби, знанию иностранных языков и т.д.

4. «Взаимные презентации».

Для того, чтобы выполнить это упражнение нужно, чтобы участники группы объединились в пары и как можно подробнее расспросили своего партнера о следующих моментах: какие результаты он ожидает получить от принятия участия в этом тренинге, какие качества он ценит в самом себе, чем он гордится, что умеет делать лучше всего и что вас объединяет. После этого один из пары садится на стул, второй становится у него ха спиной, положив при этом руки ему на плечи и рассказывает о нем от первого лица, играя его. Затем каждый из членов группы может задать вопрос, на который тоже должен дать ответ стоящий. После выполнения упражнения участники обсуждают что они испытывали, какие эмоции ощущали. Задачи тренера заключаются в том, чтобы регламентировать время, которое отводится для интервью и для презентации, проговорить чувства, которые испытывали участники, когда партнер говорил от их имени, правильно ли он угадал ответы на вопросы, получилось ли у него стать их двойником.

5. «Блудный заяц».

Данная разминка для тренинга будет очень полезной, если надо встряхнуть группу и настроить ее на серьезную работу. Можно также использовать в качестве знакомства, как второй этап. Выбирается человек, который будет водящий. Все остальные участники группы сидят на стульях. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого …» и называет какой угодно признак, который есть у нескольких участников группы. Участники, у которых есть названный признак должны поменяться местами, а водящий должен сесть на один из свободных стульев, пока участники меняются. Тот член группы, который не успел сесть на стул, становится водящим. Запрещается оставаться на месте, если у вас есть названный признак, по которому меняются.

6. «Восточный базар».

Данное упражнение помогает разогреть группу, прокачивает навыки переговоров и убеждения, а поэтому особенно эффективно будет для менеджеров по продажам и работе с клиентами. Тренер напоминает членам группы картину восточного базара, спрашивает об ассоциациях, которые возникают при воспоминании о нем. Предлагает совершить воображаемое путешествие на такой базар, для этого раздает всем участникам группы по листу бумаги, просит согнуть по горизонтали и разорвать на две половинки, после этого с каждой половинкой проделать точно такую же операцию и потом с каждой четвертинкой сделать точно так же. Затем на каждой восьмушке написать свое имя крупными понятными буквами написать свое имя и фамилию, полученную записку сложить несколько раз так, чтобы текст оказался внутри. Тренер собирает все записки и складывает их в одном месте, тщательно перемешивая. Каждый из группы подходит к запискам и выбирает восемь бумажек, с которыми он и отправляется на восточный базар. Задание каждого участника на протяжении 5 минут найти и купить все восемь записок, где написано его имя. Можно уговаривать, меняться, спорить. Первые три участника, которые подойдут к тренеру с собранными записками со своим именем – победители. Для того, чтобы поддержать соответствующую накаленную атмосферу, тренер напоминает членам группы, сколько времени осталось до закрытия базара.

7. «Следующий».

Данная разминка для тренинга хорошо активизирует участников, настраивает их на рабочий лад и концентрирует внимание. Все члены группы становятся в круг. Тренер объясняет, что сейчас они поиграют в игру, будут бросать мяч и называть число от 1 до 20. Участник, который поймал мяч, должен назвать число, на единицу больше названного. Затем бросает мяч следующему участнику, называя свое число. Нельзя называть число, на единицу больше названного числа. Сначала это вызывает трудность, тем не менее очень эффективно формирует сосредоточенность при активных видах деятельности и развивает концентрацию внимания при его переключении.

8. «Пальцы».

Объедините участников группы в пары. Объясните, что по вашему сигналу они должны будут показать любое количество пальцев на двух руках. Партнерам необходимо внимательно посмотреть друг на друга и на следующий раз, не договариваясь показать одинаковое количество пальцев. Продолжайте упражнение до тех пор, пока все пары участников не покажут одинаковое количество пальцев.

9. « Сантики — фантики — лимпопо ».

Данная разминка относиться к разряду упражнений, которые заряжают группу позитивной энергией и позволяет подвигаться. Прежде всего нужно выбрать того, кто будет водить, пускай это будет доброволец. Он выходит за дверь, в это время все остальные члены группы становятся в круг и выбирают ведущего. После этого все начинают хлопать в ладоши вместе и повторяют: « Сантики -фантики — лимпопо ». Тот, кто водит, возвращается в комнату, его задание – понять, кто ведущий. Он становится в центр круга и наблюдает за участниками. Ведущий же в это время должен добавить какое-то движении к хлопкам и словам (кивок головой, например), а вся группа повторить за ним. Задача заключается в том, чтобы вся группа меняла движения, но так, чтобы нельзя было догадаться кто ведущий. Когда водящий правильно угадывает ведущего, он присоединяется к остальным участникам, а ведущий становится водящим. Нужно помнить, что хлопанье в ладоши и слова « Сантики — фантики — лимпопо » повторяются на протяжении всей игры, а остальные движения лишь добавляются к ним. Данное упражнение развивает внимательность и наблюдательность.

Как видим все упражнения несут в себе позитивны настрой и тренируют различные качества, что делает их незаменимыми для проведения тренингов. Ведь важно помнить, что игровая форма была и остается самой эффективной для обучения и внесения соответствующего настроя в группу. Разминки, несомненно, сближают членов группы, позволяют им раскрыться и более успешно взаимодействовать между собой. Их можно использовать на различных этапах тренинга, в начале к большинству из них можно добавить первый этап, где предполагается знакомство по имени участников друг с другом, а потом проводить любую из них. Также очень удачно можно использовать эти разминки для тренингов, когда группа устала или вернулась с обеда слишком расслабленной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector