Адаптивный спорт легкая атлетика

Адаптивный спорт легкая атлетика

  • Главная
  • Спорт
  • Виды спорта
  • Спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата
  • Легкая атлетика

Легкая атлетика

Первые соревнования по легкой атлетике среди спортсменов с инвалидностью были проведены в 1952 году в г. Сток Мондевили (Великобритания), которые были организованы для ветеранов Второй Мировой Войны. Это был один из восьми видов спорта, включенных в программу первых Паралимпийских игр 1960 года, которые прошли в г. Риме, Италия. Начиная с этого момента, каждые четыре года спортсмены со всего мира борются за титулы лучших атлетов. Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями и нарушением зрения выступают в своих классах в различных беговых дисциплинах, метании копья, булавы, диска, толкании ядра, тройном прыжке, прыжках в длину и высоту.

Первое участие сборной СССР в Летних Паралимпийских Играх состоялось в 1988 году в Сеуле (Республика Корея) в двух видах спорта – легкая атлетика и плавание. Сборная завоевала 56 медалей (21-20-15) и заняла 12-ое место в общекомандном зачете.Легкая атлетика развивается более чем в 120 странах мира и находится под эгидой Международного Паралимпийского Комитета. Это самая медалеемкая спортивная дисциплина. Скорость спринтера, сила метателя, выносливость бегуна на длинные дистанции — вот что собирает зрителей на легкоатлетические трибуны. В соревнованиях принимают участие мужчины и женщинах разных классов инвалидности. Некоторые соревнуются на инвалидных колясках, другие — на протезах, спортсмены-инвалиды по зрению выступают вместе с лидером.Соревнования проводятся в классах:

  • 11, 12, 13 — для спортсменов-инвалидов по зрению,
  • 20- для спортсменов с ограниченными умственными способностями,
  • 32-38 — для спортсменов, страдающих разными формами церебрального паралича,
  • 40-46 — для ампутантов,
  • 51-58 — для спортсменов с поражениями спинного мозга и тяжелыми ампутациями.

Число видов, входящих в программу соревнований по легкой атлетике, постоянно растет, чтобы привлечь как можно большее количество спортсменов. Соревнования по легкой атлетике включают в себя:

  • бег на короткие дистанции ( 100 м, 200 м, 400 м )
  • бег на средние дистанции ( 800 м, 1500 м )
  • бег на длинные дистанции ( 5 000 м, 10 000 м )
  • эстафеты ( 4 х 100м, 4 х 400 м)
  • марафон
  • прыжки в длину, высоту, тройной
  • метания диска, копья, толкание ядра
  • комплексные виды : пятиборье

Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата Белгородской области неоднократно становились призерами на Чемпионате и Первенстве России по легкой атлетике. С 2014 по 2017 года призерами становились Моххамад Артем, Тарасов Радион, Калкутин Андрей, Носуленко Юрий, Тухбатов Алексей, занимающиеся под руководством заслуженных тренеров России Вдовенкова Владимира Михайловича и Крамаровской Татьяны Валентиновны. Лященко Александр в 2015 году стал победителем Всемирных игр по легкой атлетике IWAS (Сочи).

Легкая атлетика для лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН)

Признание Международным паралимпийским комитетом (МПК) спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), включение его в программу XIV Паралимпийских игр 2012 г. в Лондоне придало новый импульс развитию этого направления адаптивного спорта.

В нашей стране спорт лиц с интеллектуальными нарушениями является предметом внимания и деятельности двух международных организаций: Special Olympics International — SOI (Международный комитет Специальной Олимпиады) и International Sports Association for Persons with an Intellectual Disability — INAS-FID (Международная спортивная ассоциация (Федерация) лиц с поражением интеллекта). Каждая из них реализует разные модели соревновательной деятельности; имеет собственные философские и идеологические основы своих движений; разнятся и экономические отношения между организаторами и участниками международных соревнований, которые проводятся каждой из указанных организаций по своим правилам и непересекающимся календарным планам.

Обе эти международные организации (SOI и INAS-FID) имеют свои национальные представительства, работающие в рамках, установленных международными лидерами.

Общими для движения Специальных олимпиад и паралимпийского движения являются такие черты:

1) соблюдение принципов, предложенных Пьером де Кубертеном:

  • содействие развитию физических и моральных качеств человека,
  • воспитание молодежи в духе взаимопонимания и дружбы,
  • распространение по всему миру доброй воли человечества,
  • честные и равноправные соревнования спортсменов,
  • отсутствие дискриминации по расовым, национальным, религиозным или политическим мотивам;
  • нормализация образа жизни лиц с нарушениями интеллекта, приобщение их к образу жизни большей части общества (в пределах возможного),
  • освоение характерных для адаптивного спорта социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, федерации, клуба, выполнение функций судьи, помощника тренера, организатора соревнований и др.),
  • освоение мобилизационных, технологических, двигательных ценностей физической культуры, овладение жизненным опытом, социально-бытовыми навыками,
  • формирование спортивной культуры лиц с нарушениями интеллекта, приобщение их к общественно-историческому опыту в данной сфере социальной практики,
  • расширение круга лиц для осуществления коммуникации;

2) кульминации процессов Специального олимпийского и паралимпийского движений представляют собой массовые, всемирные соревнования-праздники, в которых принимают участие представители стран со всех континентов — Всемирные игры (летние и зимние) Специальных олимпиад и паралимпийские игры (летние и зимние);

3) выполнение большинства церемоний и ритуалов, используемых как в Олимпийских играх, так и в других соревнованиях среди здоровых атлетов: церемоний торжественного открытия и закрытия соревнований (парад спортсменов, внесение факела Специальных олимпиад или паралимпийских игр); принятие торжественной клятвы спортсменов; церемоний награждения и др.;

4) совпадение главной целевой направленности спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Специальном олимпийском и паралимпийском движениях — максимально возможная самореализация (или самоактуализация по Maslow) в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция.

Читайте также:  600 Килокалорий это сколько

5) совпадение основных задач, стоящих перед спортом лиц с интеллектуальными нарушениями в обоих рассматриваемых направлениях адаптивного спорта:

6) обязательность соревнований — главного, центрального компонента любого вида и направления адаптивного и обычного спорта — публичной, строго регламентированной соответствующими правилами процедуры сопоставления (сравнения) достижений атлетов и определение среди них победителей;

7) обязательность специально организованного, как правило, многолетнего процесса подготовки спортсмена к соревнованиям (минимальное время участия в организованной тренировочной программе по виду спорта, установленное в Специальном олимпийском движении — 8 недель), который должен приносить пользу и совершенствовать физические, умственные, этические и духовные качества человека, формировать у него умения, смелость, искренность и радость, то есть универсальные ценности, проходящие через все границы, как географические, так и философские, политические, религиозные, национальные, расовые и т. д.

8) обязательность медицинского контроля и сопровождения как тренировочного, так и соревновательного процессов;

9) использование в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями многих одинаковых (традиционных) видов спорта и спортивных дисциплин, применяющихся, в том числе, и в олимпийских соревнованиях (плавание, легкая атлетика, баскетбол, велоспорт, конный спорт, футбол, теннис, волейбол, настольный теннис, горнолыжный спорт, лыжный спорт и др.);

10) для участия в тренировочном и соревновательном процессах, как по программам Специальной олимпиады, так и паралимпийским — необходимо пройти процедуры альтернативной медицинской классификации, которая должна подтвердить либо наличие у атлета минимального уровня поражения и, соответственно, разрешения заниматься спортом лиц с интеллектуальными нарушениями, либо его отсутствие и соответствующий запрет и рекомендации для занятий обычным спортом;

11) для участия в тренировках и соревнованиях для детей с интеллектуальными нарушениями требуется письменное разрешение их родителей или опекунов, поскольку эти занятия не являются для детей обязательными и проводятся на добровольной основе.

Несмотря на большое количество общих черт, Специальное олимпийское и паралимпийское движения имеют и принципиальные различия.

В настоящее время в России широкое распространение получило именно Специальное олимпийское движение. Специальная Олимпиада России, имеет развитую сеть территориальных представительств (программ), охватывающих 42186 человек. Специальная Олимпиада России и все ее территориальные программы скрупулезно исполняют требования SOI и четко реализуют разработанные ею принципы и, вообще, философию этого благородного движения.

Паралимпийское направление спорта ЛИН, получив сокрушительный удар в 2000 году, до настоящего времени находится на самых начальных стадиях своего развития.

Во ВРВС включено всего восемь спортивных дисциплин спорта лиц с интеллектуальными нарушениями: три в плавании, три в легкой атлетике, и по одной — в настольном теннисе и академической гребле.

В Санкт-Петербурге ДЮСШ «Лидер» , имея многолетние традиции, является базой для развития паралимпийского вида спорт ЛИН.

ГБУ ДОД ДЮСШ «Лидер» формирует группы спорта ЛИН легкой атлетике, также в спортивной школе развивается парабадминтон с ПОДА, настольный теннис, легкая атлетика, спорт глухих.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калининградской области « Комплексная специализированная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта »

Рабочая программа по спорту ЛИН

по дисциплине легкая атлетика

тренер-преподаватель, Аракелов С.А.

учитель физической культуры

Рабочая программа составлена на основании Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации » от 23.12.2012 г., приказа Министерства образования науки РФ « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от 29.08.2013 г. № 1008 типовой программы для учреждений физкультурно-спортивной направленности « Образовательная программа по АФК легкой атлетики ».

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные и методические разработки по АФК с учетом специфических особенностей занимающихся.

Программа по плаванию реализует направления адаптивного спорта. Данное отделение организовано как внеклассные занятия в группах АФК для детей и подростков с ограниченными возможностями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки в зависимости от возраста, физической подготовки и особенностей занимающихся.

Нормативная часть учебной программы

Общие требования к организации учебно-тренировочной работы

Программа рассчитана на весь возрастной период (от 8 до 17 лет). Содержание ее весьма разнообразно. С одной стороны она включает в себя тренировочные занятия, направленные на повышение уровня общего физкультурного образования детей; достижение гармоничности в физическом развитии, ориентация детей на занятия определенным видом спорта или развитие физических качеств и двигательных навыков, характерных для будущей профессии (с учетом индивидуальных особенностей физического развития), с другой – рекреационные, которые проводятся с целью восстановления сил, разгрузки и переключения детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья на другие виды деятельности, интересный досуг и общение, создает благоприятные условия для развития личности. Для реализации этих условий АФК представляет самый широкий арсенал физических упражнений и форм занятий.

Многолетняя подготовка занимающихся групп ЛИН АФК по легкой атлетике разделяется на четыре этапа:

1. Спортивно-оздоровительный этап (СО), предполагает привлечение максимально возможного количества детей с отклонениями в развитии и инвалидов к систематическим занятиям легкой атлетикой для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, воспитания их личности, формирования здорового образа жизни, развития физических качеств.

Читайте также:  Biotech usa omega 3

В группах адаптивной физической культуры не осуществляются функции лечебной физической культуры. Дети, прошедшие курс занятий ЛФК и получившие соответствующие рекомендации от лечащего врача, могут далее заниматься в группах АФК.

Зачисление и перевод из одной группы в другую производится по решению директора ГБОУ ДО КО « КСДЮСАШ по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта » с учетом предоставления информации тренера-преподавателя и с учетом рекомендаций лечащего врача. Список по группам ведется в журнале учета посещаемости.

В случае выявления в группе наиболее перспективных занимающихся возможна комплектация групп начальной подготовки.

2. Этап начальной подготовки (НП) предусматривает начало спортивной специализации занимающихся легкой атлетикой.

Зачисляются учащиеся VII и VIII вида, желающие заниматься легкой атлетикой и прошедшие подготовку не менее года в группах СО этапа. Возможно, включение в состав группы нормально развивающихся школьников для повышения эффективности дополнительного физкультурного образования.

3. Учебно-тренировочный этап (УТ) предусматривает повышение уровня спортивных результатов и физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и требованиям по легкой атлетике; в индивидуальных случаях предусматривает привлечение перспективных спортсменов к специализированной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих выступать на соревнованиях; профилактику вредных привычек и правонарушений.

Группы формируются на конкурсной основе по правилу 10% и прошедшие необходимую подготовку не менее года и наличии соответствующих заключений медицинских работников.

4. Этап спортивного совершенствования (СС) предполагает развитие спорта высших достижений, привлечение перспективных спортсменов к специализированной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих успешно выступать на соревнованиях, зачисляются спортсмены, достигшие спортивных результатов по легкой атлетике. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста или стабильности спортивных показателей.

ГБОУ ДО КО « КСДЮСАШ по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта », являясь учреждением дополнительного образования, призвано способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Адаптивный спорт для лиц с отклонениями в развитии интеллекта не только способствует физическому развитию и совершенствованию занимающихся, но и позволяет им приобрести ценный социальный опыт: общения, выполнения различных ролей и функций, положительных эмоций, т.е. направление их социализации, интеграции в общество здоровых детей и подростков.

Изложенный в программе материал предполагает решение следующих задач:

1. Привлечение всех возможных средств и методов АФК и С для

— коррекции, имеющегося у детей дефекта,

— выработки необходимых компенсаций,

— профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

2. Обеспечение социальной интеграции.

3. Традиционные для физической культуры и спорта образовательные, воспитательные и оздоровительно — развивающие задачи:

— обучение знаниям, умениям и навыкам по легкой атлетике,

— содействие физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся,

— воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов,

— бучение технике и тактике в легкой атлетике, подготовка квалифицированных юных спортсменов.

Многолетняя подготовка занимающихся в ГБОУ ДО КО « КСДЮСАШ по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта » рассчитана на 8-10 лет работы и предусматривает определенные требования к занимающимся легкой атлетикой в соответствии с этапом подготовки.

Учреждение организует работу с занимающимися в течении всего учебного года. Во время летних каникул возможен выезд в спортивно-оздоровительный лагерь.

Учебные группы АФК по легкой атлетике комплектуются в соответствии с нормативно-правовыми требованиями, учетом возраста (с разницей в пределах 3-5 лет для занимающихся: 8-11 лет, 12-15 лет, 16-17 год) и спортивной подготовленности занимающихся по правилу 10%., т.е.физические способности одних в группе не отклонялись от других более чем на 10%.

Подготовка спортсменов делиться на несколько этапов:

— спортивно-оздоровительный, который может длиться весь период занятий в учреждении;

— начальной подготовки с продолжительностью 2-3- года;

— учебно-тренировочный с продолжительностью от 5 лет и более;

— спортивного совершенствования с продолжительностью до 3-х лет.

Требования по спортивной подготовленности, наполняемости групп и количества часов тренировочной работы в неделю представлены в таблице 1.

Режим учебно-тренировочной работы и требования

по физической, технической и спортивной подготовке

Требования по физ., тех. и спорт. Подготовке на конец уч. года

Выполнение нормативов ОФП

Выполнение нормативов ОФП

Выполнение нормативов ОФП

Выполнение нормативов ОФП, СФП

Выполнение нормативов ОФП, СФП, ТТП

Выполнение нормативов ОФП, СФП, ТТП, спортивных результатов

Выполнение нормативов ОФП, СФП, ТТП, спортивных результатов

Примечание: При объединении в группу спортсменов, имеющих по тяжести поражения, минимальное число занимающихся в группе соответствует следующим нормам:

— в группах СО и НП- не более 6 человек;

— в остальных группах- не более 4 человек.

Максимальная недельная нагрузка и продолжительность одного занятия

Занятия в группах и секциях проводятся во внеурочное время не реже двух раз в неделю по расписанию, утвержденному директором ГБОУ ДО КО « КСДЮСАШ по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта ». Продолжительность каждого занятия не превышает 60-90 минут (два академических часа), она может быть изменена по медицинским показаниям и в связи с подготовкой к проведению внутригрупповых и межгрупповых соревнований, товарищеских встреч по отдельным видам спорта с детьми из других организаций, проведение физкультурных праздников и спортивных вечеров, туристских и оздоровительных мероприятий.

Читайте также:  Bcaa mutant отзывы

Ввиду несоответствия физического, психического и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями « норме », в программе предусмотрены меньшие, по сравнению с « нормой », величины недельной нагрузки и наполняемость групп.

Методическая часть программы

При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса ориентирами служат оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений по легкой атлетике. Такими ориентирами служат данные о возрасте победителей и призеров СПЕШИАЛ ОЛИМПИКС, Паралимпийских игр, которые в основном являются стабильной величиной.

Не следует форсировать подготовку спортсменов. Из числа здоровых способные спортсмены достигают больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений через 7-9 лет специализированной подготовки, то спортсмену с ограниченными возможностями требуется почти в два раза больше времени.

Многолетняя тренировка рассматривается как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методологических положений:

1. Строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков и юниоров;

2. Неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно меняется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

3. Непрерывное совершенствование спортивной техники;

4. Неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки спортсменов;

5. Правильное планирование соотношения тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;

6. Развитие физических качеств спортсмена на всех этапах подготовки с учетом преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды (Таблица 2).

Примерные благоприятные периоды развития двигательных навыков

Примечание: Развивая двигательные способности детей с УО, следует учитывать специфические особенности их развития отдельных возрастных и половых групп изложенные в рекомендациях Астафьева Н.В., 1997.

Содержания программы основывается на таких важнейших принципах как

— единство диагностики и коррекции (организация занятий с учетом возраста, состояния сохранных функций для того, чтобы не навредить и выявить потенциальные возможности ребенка, определить и контролировать оптимальный путь развития);

— принцип дифференциации и индивидуализации (формирование групп детей сходных по возрасту, клинике основного дефекта); принципа учета возрастных особенностей (поскольку динамика развития психических и физических способностей сугубо индивидуальна, важно не пропустить и максимально использовать сенситивные периоды для развития (таб.2) и личностного роста, при построении программы, рассчитанной на несколько лет) и др.

Методические особенности построения занятий с детьми

с ограниченными возможностями

Необходимо учитывать тот факт, что организационные мероприятия (подготовка инвентаря, путь до места занятий и т.п.) перед занятиями занимают, например, не менее 25 минут для занятий лыжной подготовкой, для подготовки к занятиям на стадионе.

Продолжительность занятий зависит от нарушения физического и (или) психического состояния здоровья. Чем более выраженное поражение, тем меньше нагрузка и больше времени на освоение определенного упражнения, в связи с чем поурочный план занятий составляется только после зачисления детей и может изменяться в течении всего учебного года (т.е. не начинать изучение другого упражнения без усвоения предыдущего и т.п.).

Учитывая то, что психические процессы у умственно отсталых выражаются в слабости закрепления новых условно-рефлекторных связей, следует учитывать, что при обучении детей с данными нарушениями требуется многократное повторение и время затрачивается на изучение большее, чем для нормально развивающихся школьников. Упражнения на развитие физических качеств распределяются в следующей последовательности: развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости. Упражнения с большой нагрузкой и вызывающие сильные эмоции рекомендуется давать в конце основной части и т.п.

В процессе занятий с детьми с сопутствующим нарушением интелекта особое место занимают такие методы обучения, как словесный метод: при описании и повествовании тренер сообщает занимающимся предлагаемый материал, но и создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях, использование на занятиях звуковые сигналы; метод наглядности реализуется посредством осязания (пальцевым, ладонным и кистевым методами); метод показа; метод мышечно-двигательного чувства; метод звуковой демонстрации; метод дистанционного управления; метод стимулирования двигательной активности и т.д.

Для решения поставленных задач тренировки применяются различные средства, в том числе спортивные игры, легкоатлетические упражнения, занятия на тренажерах и т.д. Применение в тренировке упражнений из разных видов спорта делает занятия более интенсивными и эмоциональными и позволяет правильнее решать задачи повышения всесторонней физической подготовленности детей с ограниченными возможностями и выявлять наиболее перспективных для дальнейшего спортивного роста.

Соревнования – важная составная часть спортивной подготовки детей, подростков и юношей, но соревновательная деятельность в чистом виде для детей с ограниченными возможностями в большинстве случаев не доступна, но использование соревновательных элементов на СО этапе и НП крайне необходимо для поддержания интереса и стимула активно тренироваться. Огромное значение имеет участие в спортивных праздниках и т.п. мероприятиях.

Ссылка на основную публикацию
Th1 th2 иммунный ответ
Т-хелперы (от англ. helper — помощник) — T-лимфоциты, главной функцией которых является усиление адаптивного иммунного ответа. Активируют Т-киллеры, B-лимфоциты, моноциты,...
Neolabs solutions com
Нео Лабс Лтд. (Neo Labs Ltd. или Neo Laboratories Ltd.) – это международная биофармацевтическая компания. Нашей основной сферой деятельности является...
Nike тренировки бесплатно
Наша спортивная серия (1, 2, 3, 4) получила неожиданное и весьма достойное продолжение. Всемирно известный бренд Nike представил для всех...
Thenx программа тренировок
Основанная безумно талантливым калистеник спортсменом Крисом Херией, программы тренировки Thenx, это больше чем тренировки с собственным весом. Thenx расположен в...
Adblock detector